Новости DVD
  Обзор DVD
  DVD FAQ
  Авторинг
  Печать DVD
 

  Новости кино
  Обзор фильмов
  Актеры
  Персоны
  Все о фильме
 

  Интернет-магазин DVD
 

  Новости техники
  Обзор техники
  Мультирегион
  Служба 911
 

  Скачать перевод
 

  КиноФорум
  Барахолка
 

  Контакты
  Свидетельство
  Реклама на сайте
  Ссылки
 

  Movie Time
Кино Гонгконга


 

  Аниме и Манга в России

 

  Хентай - эротика по-японски

 

  Каталог аниме имени Инес

 

  Архив русских фанфиков

 

  Архив переводов аниме

 

  Архив лучших FAQ по аниме

 

  Кино-Экспресс

 

  Star Trek - Voyager

 

наша кнопка
наша кнопка
 



























DVD FAQ. Часть 3.1

[оглавление]

[3.3.1] Когда появятся двухслойные двухсторонние диски (DVD-18)?

Не так скоро, как многие ожидают (особенно Джеймс Кэмерон). Технология DVD-18 до сих пор не вышла из лабораторий. (Прим. перев. - по моим данным, Aristan уже выпускает такие диски в широкую продажу.) Требуется совершенно другой способ создания двух слоев на второй стороне. Односторонние однослойные диски производятся путем наложения одного пластины со слоем данных на другую путем такого склеивания, что лазер может читать второй слой сквозь первый. Но если склеить вместе четыре слоя, то каждый субстрат будет содержать два слоя данных. Это требует штамповки второго слоя данных на верхней части первого субстрата. И даже после того, как было разработано и установлено новое оборудование, выход качественных дисков остается все еще очень низким.

WAMO и другие производители объявили о прогрессе в выпуске DVD-18, но если вспомнить, сколько времени заняло призводство двухслойного одностороннего диска, то становится ясным, что пройдет еще немало времени, прежде чем выход качественных DS/DL дисков удовлетворит тиражные потребности видеодистрибуторов, особенно, если учесть, что низкий процент выхода означает более высокую стоимость.Скорее уж бы увидим в продаже DVD-14 (два слоя с одной стороны, один - с другой), поскольку они проще в производстве.

[3.4] Подробнее о видео.

DVD-VIDEO - одно из применений DVD-ROM. DVD-VIDEO - также одно из применений MPEG-2. Это означает, что формат DVD определяется подмножествами этих стандартов, чтобы быть воплощенным в DVD-VIDEO. DVD -ROM может содержать любую цифровую информацию, но DVD-VIDEO ограничен соответствующими типами данных, разработанными для воспроизведения видео.

Диск имеет одну дорожку (поток) сжатого цифрового видео MPEG-2 постоянной пропускной способности (CBR) или переменной пропускной способности (VBR). Используется ограниченная версия MPEG-2 Main Profile в Main Level (MP@ML). Также поддерживается SP@ML. Кроме того, позволяется видео MPEG-1 CBR и VBR. Специально поддерживаются видеосистемы 525/60 (NTSC, 29.97 interlaced фреймов в секунду) и 625/50 (PAL, 25 interlaced фреймов в секунду). Типичны следующие частоты кадров: 24 fps с пленки, 25 fps - PAL, и 29.97 fps - NTSC. Не поддерживается MPEG-2 progressive_sequence, но interlaced последовательности могут содержать прогрессивные изображения и прогрессивные макроблоки. В случае если частота кадров источника составляет 24 fps, то энкодер включает флажки MPEG-2 repeat_first_field в поток видео. Другими словами, плеер действительно не знает, какова частота кадров закодированного видео, а просто следует командам MPEG-2 энкодера, чтобы воспроизвести видео с предопределенной частотой кадров. Больше информации о MPEG-2 видео вы найдете на http://www.mpeg.org.

Максимальные размеры изображения - 720x480 (29.97 кадров в секунду) или 720x576 (25 кадров в секунду). Изображения субсэмплируются из 4:2:2 ITU-R 601 до 4:2:0, со средним рапределением 12 битов на пиксел. (Глубина цвета все еще 24 бита, поскольку цветные сэмплы содержат по 4 пиксела.) DVD может иметь 540 строк горизонтальной развертки на стандартном телевизоре (720/ (4/3)) и 405 на широкоэкранном (720/ (16/9)). На практике большинство DVD-плееров обеспечивает приблизительно 500 строк развертки из-за фильтрации. VHS имеет приблизительно 230 (172 w/s) строк, а лазерный диск - приблизительно 425 (318 w/s).

Разные плееры имеют ЦАП различной битности. (У Sony и Toshiba - 10 битов, у Pioneer и Panasonic - 9) Это не влияет на процесс декодирования MPEG, так как первоначальный компонентный сигнал ограничен 8 битами на семпл. Большее количество битов в ЦАП плеера обеспечивает большее количество уровней сигнала в течение цифро-аналогового преобразования, что может помочь в получении лучшей картинки.

Максимальный поток видеоданных - 9.8 Mbps. "Средний" поток данных - 3.5, но это зависит полностью от продолжительности, качества, количества звука, и т.д. Это - уменьшение 36:1 из исходных 124 Mbps (или 28:1 от 100 Mbps с кинопленки). Необработанные данные передаются с диска постоянным потоком 26.16 Mbps. После демодуляции 8/16 поток уменьшается до 13.08 Mbps. После исправления ошибок поток данных поступает в буфер дорожек с постоянной пропускной способностью 11.08 Mbps. Буфер дорожек передает поток данных с переменной скоростью до 10.08 Mbps. После общих подсчетов получаем, 10.08 Mbps. MPEG-1 был ограничен потоком данных 1.856 Mbps, а средняя пропускная способность составляла 1.15 Mbps.

Поддерживаются и отдельные фреймы (закодированные как MPEG-2 I-frames), чаще всего они используются для меню. Отдельные фреймы могут сопровождаться звуком.

Диск также может иметь до 32 оверлейных видеопотоков, используемых для субтитров, караоке, меню, простой мультипликации, и т.д. Это полноэкранные, run-length-encoded растры, ограниченные четырьмя типами пикселов. Для каждой группы субкартинок, четыре цвета выбираются из 16-уровневой палитры (YCrCb гамма), и четыре контрастных значения выбраются из 16 уровней от прозрачного до непрозрачного. Максимальный поток данных субкартинок - 3.36 Mbps, а максимальный размер фрейма - 53220 байт.

 

[3.5] Что такое aspect ratio?

Видео может записано на DVD в форматах 4:3  (телевизионный) или 16:9 (широкоэкранный). Отношение ширины к высоте у обычного телевизора составляет 4 к 3; другими словами, телевизор в 1.33 раза шире своей высоты. Новые широкоэкранные телевизоры, в основно, созданные для ТВЧ, имеют соотношение 16 к 9; или же 1.78. 

В DVD специально предусмотрена поддержка широких экранов. Широкоэкранная видеозапись 16:9, такая, которая получается на видеокамере 16:9, может быть записана на диск в анаморфной форме, что означает, что картинка сжимается горизонтально, чтобы уместиться в стандартный прямоугольник 4:3, а затем растивается во время воспроизведения.

Все усложняется, когда видеозапись перегоняется на видео, поскольку большинство фильмов в наши дни снимает с соотношением1.66, 1.85 ("flat") или 2.40 ("scope"). Поскольку ни то, ни другое соотношение не совпадает с соотношениями телевизоров 1.33 и 1.78, требуется использовать два процесса, чтобы впихнуть всевозможные фильмы в окошко телевизора:

Letterbox (обычно сокращается до LBX) означает, что видео записано с кинотеатральным соотношением сторон, когда картинка шире чем, на обычном или широкоэкранном телевизоре. Черные полосы, которые называются mattes, используются для заполнения дырок сверху и снизу относительно картинки. У записи, снятой с соотношением 1.85, и прошедшей преобразование letterbox для дисплеев с соотношением 1.33 полосы будут тоньше, чем у записи с соотношением 2.40, леттербоксированной к такому же соотношению 1.33.(20% высоты дисплея против 40%). Некоторые фильмы, в основном анимационные и европейские, снимаются с аспектом 1.66, и могут быть леттербоксированы к 1.33 или же  sidebox-ированы до более широких дисплеев 1.78.

Pan & scan означает, что в более узкое окошко телевизора  панорамируется более широкая кинокартинка, в результате чего картинка обрезается по бокам. Однако большинство фильмов сейчас снимаются с soft matte, что значит что используется аспект 1.33. (Оператор видит два набора отметок в видеоискателе, один - для аспекта 1.33, а другой - для 1.85, так что снимать можно в обоих форматах.) Верх и них маскируются в кинотеатрах, на когда запись перегоняется на видел, может быть добавлено дополнительное изображение во время процесса пансканирования. Pan & scan в основном используется для приведения к формату 1.33 formatting, хотя любители широких экранов предпочитают леттербоксинг для сохранения эффекта кинотеатра.

Подробности можно найти на странице How Film Is Transferred to Video page. Список аспектов есть на странице <http://cheezmo.com/wsmc>.

Как только видео отформатировано в полноэкранную или широкоэкранную форму, оно кодируется и записывается на DVD диски. DVD плееры умеют воспроизводить видео в четырех режимах, одном - для видео 4:3 и трех - для видео 16:9:

  • Полный фрейм (4:3 видео на 4:3 дисплее)
  • Letterbox (16:9 видео на 4:3 дисплее)
  • Pan & scan (16:9 видео на 4:3 дисплее)
  • Широкоэкранный (16:9 видео на 16:9 дисплее)

Прелесть анаморфировани в том, что минимум картинки занят черными полосами. У DVD - фиксированный размер фрейма (1.33), так что все еще призодится подгонять картинку, чтобы она уместилась на экране, но, поскольку картинка ужимается только горизонтально, то целых 33% общего количества точек могут использоваться для передачи полезной картинки. Анаморфное видео лучше всего смотрится на широкоэкранном оборудовании, которое растягивает картинку до ее прежнего размера. Кроме того, многие новые европейские 4:3 телевизоры могут выставлять правильный аспект без потери разрешения.

Анаморфное видео может быть сконвертировано плееолм для демонстрации на стандартном 4:3 дисплее в форме letterbox или pan & scan. Если анаморфная картинка показывается неизменноей на стандартном дисплее 4:3, люди смотрятся длинными и тощими, как будто бы они сидят на голодной диете. Установки DVD плееров позволяют зрителям выбрать, на каком дисплее они будут смотреть фильмы. В случае телевизора 4:3, вторая опция ползвляет зрителю выбирать, как именно плеер будет переформатировать анаморфную картинку. Это разъясняется ниже.

В режиме автоматического леттербоксирования, плеер добавляет черные полосы сверху и сниху картинки (60 линий с каждой стороны в системе NTSC, и 72 - в PAL). В результате картинка приобретает вид невысокого (всего 3/4 высоты экрана), но длинного прямоугольника (1.78:1). Для того, чтобы поместиться в этом прямоугольнике, анаморфная картинка сплющивается вертикально, используя letterbox filter, который объединяет каждые четыре строки в три уменьшая вертикальное разрешение с 480 строк до 360. (Если картинка уже была леттербоксирована к аспекту 1.78, то плеер добавит свои черные полосы к уже имеющимся полосам в картинке.) Вертикальное сжатие компенсирует горизонтальное, сделанное при мастеринге, так чтобы картинка показывалась во всю ширину. У некоторых плееров леттербоксовый фильтр лучше, чем у других, используются алгоритмы масштабирования, а не простое выбрасывание каждой четвертой строки. Широкоэкранное видео может быть леттербоксировано к соотношению 4:3 перед записью на диск на дорогом студийном оборудовании, или же видео может быть записано в анаморфном виде и в дальнейшем леттербоксироваться к 4:3 уже самим плеером. Если сравнить эти два преобразования, то ширина полос будет одинаковой, но качество студийного преобразования картинки все же выше.

В режиме автоматического пансканирования, анаморфная картинка сплющивается до аспекта 16:9 и обрезается по бокам таким образом, что на экране   4:3 показывается только часть картинки, причем она центруется по точке, называемой center of interest, которая кодируется в видеопоток в соответствии со вкусами тех, кто делал диск. Окно режима pan & scan составляет 75% всей ширины картинки (что уменьшает, когда пансканированное окно может двигаться и по вертикали и зумиться (zoom). Существует три основных аргумента против автоматического пансканирования: 1) оно не гармонично, как студийное пансканирование 2) теряются многие детали картинки, когда она масштабируется 3) оборудование для записи сдвига пансканированного окна не слишком широко распространено. Поэтому не было выпущено ни одного анаморфного фильма с разрешенным автоматическим пансканированием, хотя на некоторых дисках пансканирование и используется в меню, когда одно и то же изображение используется в и в полноэкранном и в широкоэкранном режиме. Для того, чтобы воспроизвести высококачественную полноэкранную картинку большинству зрителей, некоторые производители помещают на диск две версии фильма -  пансканированную 4:3 и анаморфную 16:9.

Воспроизведение широкоэкранных записей может быть ограничено производителем диска. Диски маркируются следующим образом::
- 4:3 full frame
- 4:3 LB (полсылает леттербоксированный сигнал на широкоэкранный телевизор)
- 16:9 LB only (плеер не будет выполнять пансканирование на телевизоре 4:3)
- 16:9 PS only (плеер не будет выполнять леттербоксирование на телевизоре 4:3)
- 16:9 LB or PS (можно выбрать пансканирование или леттербоксирование на телевизоре 4:3)

Легко сказать, что диск содержит анаморфную картинку, если на коробке написано -  "enhanced for 16:9 widescreen" или что-то в этом роде. Если же там просто написано "widescreen," но картинка могла быть леттербоксирована в 4:3, но никак не в 16:9. На сайте Laserviews есть список анаморфных DVD-дисков.

Другие объяснения процесса анаморфирования есть на сайтах What's an Anamorphic DVD?, Ultimate Guide to Anamorphic Widescreen DVD, What Shape Image? и What the Heck Is Anamorphic?. Великолепные иллюстрации есть на сайте DVD Web (требуется Flash).Много полезной информации на этот счет есть на сайте Anamorphic Widescreen Support Page.

Анаморфирование не приводит к возникновению пробелем с удвоителями строк и другими средствами масштабирования, которые просто повторяют строки перед тем как они будут выведены на широкоэкранный дисплей.

В анаморфном изображении пикселы несколько толще. Различные соотношения сторон пиксела (ни одно из них не является соотношением 1:1) используются при различных соотношениях сторон дисплея и различных разрешениях. Все они приведены в таблице.

      720x480   720x576 
      704x480   704x576   352x480   352x576 
4:3     0.909     1.091     1.818     2.182 
16:9    1.212     1.455     2.424     2.909

[далее]







DVD | Кино | Новости | Техника | Переводы | Общение | Магазин | Почта | Реклама


Редакция: all@dvdspecial.ru | Рекламный отдел: and@dvdspecial.ru


(с) 2000, DVDSPECIAL
DVDSPECIAL.RU зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл 77-4724 08.08.2001 г.

||